Чем промыть систему охлаждения двигателя на автомобиле
Наконец наступило лето и первые по настоящему тёплые дни, и у автовладельцев стал вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя, ведь в пробках автомобиль начал перегреваться. На самом деле эта проблема известна практически всем владельцам не новых автомобилей и даже некоторых электромобилей. В жаркий период в пробке хотелось бы включить кондиционер и закрыть окна, оградившись от чадящих камазов, расплавленного асфальта и прочих “прелестей” летнего времяпрепровождения в длительных пробках. Но автомобиль уже не новый и вместо того чтобы радоваться прохладе в салоне, автовладелец вынужден не только открывать окна, но и часто ещё в дополнение включать печку, чтобы хоть как то охладить перегретый двигатель.
Многие автовладельцы до последнего пренебрегают очисткой системы охлаждения, и максимум что делают, так это меняют охлаждающую жидкость в двигателе. Но если при этом не промыть систему охлаждения двигателя, во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.
Чем промыть систему охлаждения двигателя?
Начнём с того, что в качестве охлаждающей жидкости может использоваться либо вода, либо антифриз. Странно, но некоторые автомобилисты до сих пор заливают в радиатор воду. То при повышенных температурах вода становится источником образования накипи, которая приводит к засорению системы охлаждения двигателя. Кроме того в зимний период вода конечно же замерзает и может просто-напросто разорвать патрубки системы охлаждения или даже части силового агрегата. Кроме того, во время запуска двигателя в зимний период вода оттаивает постепенно и не способна в необходимой мере охладить равномерно нагревающийся силовой агрегат, что в конечном счёте приведёт к дорогостоящему ремонту.
Антифриз же специально разработан и предназначенная для охлаждения двигателя во время работы как в зимний, так и летний период. Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут привести к засорению или снижению эффективности работы системы охлаждения.
Но если вы обладаете маломальскими способностями и желанием осуществить промывку системы охлаждения самостоятельно, то особых проблем это не вызовет. Это не слишком сложная процедура, тем более видео инструкций как и чем промыть систему охлаждения двигателя в интернете предостаточно.
Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:
- Дистиллированной водой;
- Подкисленной водой;
- Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Первым делом необходимо слить из системы старый антифриз:
Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть. Автомобиль необходимо поставить на ровную поверхность. Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости. Необходимо вывернуть сливные пробки и слить антифриз по очереди из двигателя и радиатора. По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).
Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой
Это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан. Промывать необходимо исключительно дистиллированной водой или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).
Промывка системы охлаждения проводится элементарно:
Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.
Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой
Стары и проверенный способ. В данном случае необходимо самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:
– лимонная кислота;
– молочная кислота;
– уксусная эссенция;
– каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.
Промывка выполняется следующим образом:
Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения. Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов. Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново. Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.
Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем промывать систему охлаждения этими растворами.
Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами
На сегодняшний день современная химическая промышленность предлагает нам множество вариантов специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя. Их можно разделить на четыре класса:
- Кислотные;
- Щелочные;
- Двухкомпонентные;
- Нейтральные.
В системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами. Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.
Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.
В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.
Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.
Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.