Как растаможить электромобиль в России?
Как растаможить электромобиль в России? Вопрос актуальный: производство электрокаров в России заметно «хромает», модели, которые можно встретить на дорогах страны, импортированы из-за рубежа. Многие уверены, что купить автомобиль, в том числе, и с электродвигателем, за границей намного выгодней.
Проблемой для счастливого обладателя транспортного средства становится прохождение таможенных процедур, оформление документов и оплата пошлин. Из-за относительной сложности процесса владельцы обращаются к брокерам и посредникам. Но их услуги — вовсе не обязательное условие для легализации авто на территории страны. Все этапы таможенного оформления можно пройти самостоятельно. Даже в случае сотрудничества с посредником стоит разобраться, в чем заключается процедура, и каких затрат следует ожидать.
Что такое растаможка автомобиля
Фактически прохождение таможенных процедур — это легализация транспортного средства на территории страны. Ввоз продукции подразумевает необходимость:
- контроля и проверки безопасности при эксплуатации на территории государства;
- формирования экономического баланса и преференций для отечественных автопроизводителей.
Последний пункт для электрокаров пока не актуален — по той простой причине, что конкурентных автомобилей с электродвигателем на территории страны практически не производится. Именно поэтому основная масса такого транспорта ввозится из-за рубежа.
В нормативно-правовом акте 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ» и «Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» описана процедура прохождения таможенного контроля, а также перечислены пошлины и платежи, которые следует уплатить при пересечении границы. Оба нормативных акта отличаются значительным объемом и описывают массу нюансов, возникающих при таможенном оформлении.
Нужно ли растаможивать электромобили при ввозе в Россию?
Транспортные средства с электродвигателем, как и гибридные авто, а также транспорт с ДВС, подлежат процедуре растаможивания. Тем, кто ни разу не сталкивался с подобной формальностью, процесс оформления документов покажется весьма непростым. Избежать растаможки можно только в двух ситуациях:
Владелец ТС — иностранный гражданин, который оформляет временное разрешение на использование авто. В этом случае максимальный срок пребывания электрокара на территории страны — 1 год.
Собственник авто — гражданин РФ, оформляющий временный ввоз транспорта, зарегистрированного за границей. При этом максимальный срок пользования автомобилем составляет 6 месяцев в течение 1 календарного года.
Счастливому обладателю транспортного средства придется заняться оформлением бумаг для растаможивания еще до пересечения границы. Помимо этого, следует заранее приготовить внушительную сумму на таможенные взносы и сборы.
Все эти бюрократические препятствия становятся основной причиной распространения «серых» схем ввоза автомобилей в Россию.
Основные этапы растаможки электромобиля в России
Пропуск транспорта через российскую границу производится в несколько этапов. Документы необходимо подготовить до поездки за границу. В случае отсутствия необходимых бумаг авто могут задержать на контрольно-пропускном пункте, а собственник ТС рискует получить солидный штраф.
Оформление залога
Чтобы подтвердить искреннее намерение оплатить все предписанные законом суммы, придется внести обязательный залог. Денежные средства перечисляются на депозитный счет таможенной службы.
Сумму взноса будущий владелец электрокара подсчитывает самостоятельно — платеж должен покрывать все необходимые взносы. Поскольку курс периодически меняется, а окончательный расчет с контролирующими органами производится в рублях, рекомендуется вносить средства в размере немного больше положенного. Это позволит избежать возможных проблем в будущем, а разницу между уплаченной и оприходованной суммами вам вернут — в течение 21 рабочего дня после получения заявления декларанта.
При внесении залога понадобятся сведения о таможенном пункте, где будет проходить процедура, и времени прибытия транспорта в точку оформления.
После перечисления взноса таможня выдает расписку о получении денежных средств. Отправляясь за авто, нужно обязательно взять этот документ с собой.
Документы, необходимые для пересечения пограничного КПП
Возвращаясь на родину на новом электрокаре, необходимо иметь при себе обязательный пакет документов:
- российский и заграничный паспорт;
- техпаспорт на электрокар;
- гарантийный сертификат на автомобиль;
- договор купли-продажи;
- расписку о внесении залога.
В случае отсутствия одной или нескольких бумаг из обязательного перечня прохождение пограничного пункта окажется невозможным. Если границу пересекает не сам покупатель, а посредник, ему нужно иметь при себе нотариально заверенную доверенность, которая понадобится для того, чтобы растаможить электромобиль в России .
Идентификация авто на таможне
После прохождения КПП автовладелец отправляется в таможенный пункт по месту регистрации. Здесь сотрудник государственного органа проверяет наличие и соответствие всего пакета документации на ТС, а также факт полного погашения таможенных платежей, а затем производит осмотр самого электрокара.
В ходе проверки устанавливается, соответствует ли действительности информация в сопроводительных бумагах. После прохождения контроля составляется акт, а на декларациях и таможенных документах проставляются печати и подписи ответственного сотрудника.
После всех манипуляций собственник электрокара получает на руки ПТС и может отправляться для регистрации транспорта в ГИБДД.
Из чего состоят таможенные платежи
По состоянию на начало марта 2020 года принцип формирования общей суммы платежей (впрочем, как и вся процедура) ничем не отличается от процесса растаможки обычного автомобиля.
С 2014 по 2017 год на территории страны действовали льготы на ввоз электротранспорта — ставка таможенной пошлины была нулевой. Законодатели вновь рассматривают возможность разрешить беспошлинный ввоз электрокаров — для повышения спроса на экологичный транспорт в РФ. На момент написания статьи проект находился на рассмотрении.
Будем отталкиваться от норм, действующих на 1 марта 2020 года. Окончательная сумма, которую придется заплатить на таможне, зависит от следующих характеристик авто:
- год выпуска,
- мощность,
- стоимость.
Расчет платежа за регистрацию на таможне
Отдельным пунктом обозначена «оплата работы сотрудников таможни» — именно так образно называют взнос за регистрацию. Размер напрямую зависит от стоимости автомобиля, указанной в договоре купли-продажи. К слову, это самый незначительный платеж из всех, составляющих стоимость растаможки электрокара.
Размер таможенной пошлины
Платеж для электрокаров (легковых автомобилей) установлен в размере 15% от суммы, указанной в договоре купли-продажи или инвойсе. Обязательство по оплате распространяется только на тех автовладельцев, которые приобрели машины старше 3 лет.
Остальные собственники ТС платят единый налог, зависящий от стоимости электроавтомобиля. Для моделей стоимостью менее 8500 евро сбор составляет 54% от ценника. Если транспортное средство стоит дороже, то ставка немного падает — до 48%. Этот единый платеж включает в себя все основные сборы. Действует для тех, кто купил ТС, сошедшее с конвейера в течение максимум трех лет до процедуры растаможивания.
Величина НДС
Для электрокаров, выпущенных с завода, ранее, чем за три года до покупки и ввоза в РФ, действует базовая ставка НДС. В 2020 году она составляет 20%. Учтите, что процент рассчитывается от суммы, в которую входит стоимость авто, таможенная пошлина и акциз.
Сумма акциза
Еще один вид платежа, предусмотренный для ТС, чей срок службы превышает 3 года. Размер зависит от количества «лошадок» под капотом. Если их меньше 90, то акциз не уплачивается.
В остальных ситуациях платеж начисляется за каждую единицу заявленной в технической документации лошадиной силы (л. с.). Минимальный тариф составляет 49 р., а максимальный ― 1408 р.
Льготы для владельцев электромобилей
Программа лояльности для владельцев экологически чистого транспорта в РФ пока откровенно слаба. Транспортный налог, его снижение или полная отмена могли бы стать отличным стимулом для покупки электрокаров.
Размер взноса определяется на региональном уровне. В марте 2020 года ряд субъектов уже отменил налоговые выплаты для владельцев «Теслы» и других электромобилей. Но на федеральном уровне перспектива освобождения собственников от ежегодных платежей пока только обсуждается.
Налог отсутствует в следующих субъектах РФ:
- Москва и Московская область,
- Санкт-Петербург,
- Кабардино-Балкарская республика,
- Калужская область,
- Липецкая область,
- Амурская область,
- Курская область,
- Калининградская область,
- Тюменская область,
- Иркутская область.
Правда, отмена налоговых взносов в ряде из регионов касается только тех случаев, когда мощность авто не превышает 150–200 л.с.
Помимо этого, в некоторых регионах организованы бесплатные парковки, оснащенные зарядными устройствами, налажено передвижение по выделенным полосам, а также разрешена бесплатная езда по платным трассам.
Постановка на учет в ГИБДД
Завершающий этап оформления ТС на территории страны — регистрация и постановка на учет в инспекции дорожного движения. Процедура проводится в обычном порядке, аналогичном для авто с ДВС.
Собственник должен предоставить бумаги, выданные таможней, а также технические документы на электрокар. Результатом оформления станут новые государственные номера и карточка СТС.
Как видно, на данный момент растаможка электрокара ничем не отличается от процедуры, которую проходят владельцы любого другого легкового транспорта. Правительство планирует значительно упростить процесс оформления и сделать его более экономичным. В конце 2019 года автопарк электрокаров в РФ насчитывал всего 4,6 тысяч электромобилей, то есть, всего 0,1% от общего числа транспорта. Ожидаемые нововведения, связанные с процессом растаможки, помогут увеличить долю электрокаров в стране, что продвинет нас к экологически чистому будущему.
Источник: e-cars.tech