Оригинальное моторное масло – лабораторный анализ
Оригинальное моторное масло не всегда является эталоном качества. И всегда ли, то что продают под «оригиналом», им является?
Мы верим тому, что рекомендуют авторитетные источники, особенно если это касается производителей наших автомобилей или крупных мировых брендов. Однако, актуален ли этот авторитет сегодня, во времена параллельного импорта, ограничений и новых правил на рынке автомобилей и автозапчастей? Попытаемся понять это, изучив «под микроскопом» образцы популярных марок моторных масел.
Эксперты АНО «Союзэкспертиза» и Торгово-промышленной палаты России провели исследование. Они приобрели образцы популярных марок масел в нескольких городах Московской и Калужской областей и отправили их в лабораторию.
Суть эксперимента
По инициативе ТПП РФ были приобретены образцы масел семи брендов двух самых популярных видов вязкости: 5W-30 и 5W-40. Сравнивать все масла друг с другом не имеет смысла, так как они имеют разную степень вязкости и допуски. Поэтому мы подробно разберем результаты тестирования только трех образцов масел, которые близки по своим параметрам. Со всеми участниками списка и результатами тестов можно ознакомиться на веб-сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Рассмотрим самые популярные из них:
- Toyota Motor Oil SN 5W-30 SP ILSAC GF-6A,
- Takayama Adaptec 5W-30 GF-5 SN
- Idemitsu Zepro Touring 5W-30 SN/CF.
Все эти продукты имеют одинаковую степень вязкости по SAE 5W-30 и небольшое различие в API: Toyota соответствует классу API SP, а Takayama и Idemitsu – классу API SN.
Стандарт API SN был введен в использование в 2010 году и требует от масел строгого соблюдения экологических норм по содержанию фосфора. API SP, внедренный в 2020 году, ужесточает требования к защите от раннего неконтролируемого возгорания смеси топлива и воздуха (LSPI), износу механизма газораспределения и высокотемпературных образований.
Соответствие стандарту определяется наличием или отсутствием различных химических элементов в образцах, которые исследуются в независимой лаборатории МИЦ ГСМ – международном испытательном центре по горюче-смазочным материалам. Эта лаборатория оценивает различные параметры и характеристики масел.
Если говорить кратко, то в лаборатории изучались все основные характеристики масла. Началось исследование с вязкостно-температурных свойств, то есть соответствия классу SAE 5W-30. Были определены точки вспышки и замерзания, исследована испаряемость. Завершилось исследование оценкой содержания металлических и неметаллических добавок и других элементов.
Отступление по характеристикам и их значениям
Параметры для оценки очень разнообразны, и для того, чтобы понять, почему они так важны, необходимо разобрать их практическое значение. Постараемся объяснить это максимально кратко, но доступно.
Вязкость по SAE:
цифра до буквы W – показатель низкотемпературной вязкости. Цифра после неё – показатель высокотемпературной вязкости (или кинематической при 100 градусах Цельсия). Для масел SAE 5W-30 кинематическая вязкость должна быть в пределах от 9,3 до 12,5 cSt.
Индекс вязкости (viscosity index):
Это безразмерный показатель, который иллюстрирует зависимость вязкости масла от его температуры. Чем выше значение индекса вязкости, тем эта зависимость меньше.
Щелочное число:
Используется для оценки щелочной среды и иллюстрирует моющие способности масла. Диапазон нормы общего щелочного числа (TBN) для свежего масла – от 5 до 12 мг КОН/г.
pH – кислотность:
Показывает содержание ионов водорода, и обычно масло должно обладать нейтральной кислотностью (то есть обладать pH в 7-8 единиц).
Температура вспышки:
При повышении температуры из масла выделяются горючие пары, которые при определённой температуре вспыхивают. Вот эта самая определённая температура и называется температурой вспышки, и чем она выше, тем лучше.
Температура застывания:
Температура, при которой масло теряет текучесть. Чем показатель температуры ниже, тем лучше.
Испаряемость по NOAСK:
Показатель описывает склонность масла к испарению или угару в течении одного часа при температуре 250 °С и постоянном потоке воздуха. В стандарте по API SN ILSAC GF-5 испаряемость по NOACK не должна превышать 15%.
Примеси, в основном металлические:
В идеале, свежее масло не должно содержать железа, хрома, олова, алюминия, меди, никеля, калия, натрия и свинца. Однако определенное количество молибдена, кальция, магния, цинка, фосфора и бора является приемлемым и даже желательным. Эти элементы могут являться частью пакета присадок. Хотя их количество не всегда регулируется и оценивается, их полное отсутствие является негативным признаком.
Результаты исследования
Заметим, что результаты в таблице представлены не для одного образца, а для двух, взятых из разных партий. Это позволяет оценить стабильность качества и, в крайнем случае, исключить явную подделку. Однако, как мы видим, полностью поддельного масла не обнаружено: характеристики двух образцов одного и того же производителя отличаются незначительно.
Подводя итог, можно сказать, что в целом ситуация не так уж плоха: практически все масла соответствуют стандартам по основным параметрам. Однако одно масло, Toyota Motor Oil SN 5W-30 SP ILSAC GF-6A, вызывает огорчение. Для масла класса 5W-30 точка замерзания должна быть ниже -35 градусов Цельсия, однако это масло замерзает уже при -27…-28 градусах Цельсия. Это является неприятным сюрпризом, особенно в преддверии зимы, учитывая точки замерзания масел Idemitsu и Takayama. Первое выдерживает до -37 градусов Цельсия, а второе – до -42 градусов Цельсия. Вообще, нормальная точка замерзания для масел класса 5W-30 обычно составляет -37…-39 градусов Цельсия, так что только масло Takayama имеет значительный запас по этому показателю (жители северных регионов должны принять это к сведению!). Кстати, по щелочному числу лучшим оказалось масло Takayama. По значению индекса вязкости лидируют масла Toyota и Takayama, а масло Idemitsu отстает от них незначительно.
Однако по проценту испарения лидируют масла Idemitsu и Takayama, оставляя масло Toyota далеко позади. Еще раз, масло Idemitsu превзошло все остальные по значению точки вспышки, около 239 градусов по сравнению с аутсайдером по этому показателю – маслом Toyota.
Единственным из трех масел, которое не соответствует всем существующим стандартам, является масло Toyota Motor Oil SN 5W-30, которое разочаровало нестандартной точкой замерзания. По остальным параметрам оно уступает не сильно и даже опережает другие масла по значению индекса вязкости.
Выводы
По совокупности характеристик ни одно из этих масел не может быть названо плохим. Да, с маслом Toyota в морозы могут возникнуть серьезные проблемы, но только в морозы. Кроме того, мы не можем быть уверены в том, что масло, участвовавшее в экспертизе, было оригинальным, поскольку официально его нет на нашем рынке.
По совокупности параметров и с учетом заявленных производителем допусков, масло Takayama Adaptec 5W-30 GF-5 SN уверенно заняло лидирующее положение, опередив Toyota и Idemitsu Zepro Touring 5W-30 SN/CF, занявшее второе место.
Можно рекомендовать масло Takayama. Против использования масла Idemitsu – возражений нет. Использование масла Toyota (конечно, если это оригинал) на свой страх и риск. Однако важно помнить, что сегодня на рынке присутствует большое количество подделок, и самое важное – не нарваться на одну из них при выборе моторного масла.
Источник: www.kolesa.ru