Электромобиль Атом – российская новинка в сегменте EV
Электромобиль Атом – неизвестная новинка, с которой мы сейчас познакомимся.
Атом — это самый амбициозный проект со времен ё-мобиля. Стоит отметить, что это чудо современной EV-индустрии разработано с нуля, а не взято на полную переделку у китайских компаний. Все новое: платформа, двигатели, батареи, управляющая электроника, программное обеспечение и так далее. До выхода электромобиля в серию осталось еще два года, но в компании обещают, что на конвейер встанет инновационный «цифровой» продукт. Он будет включать:
- автопилот,
- проекционный дисплей,
- дополненная реальность,
- управление со смартфона,
- и даже собственный магазин приложений.
Представители бренда заявляют, что создают не только электрокар, но и целую «цифровую среду новой мобильности». Команда портала motor.ru познакомилась с первым образцом Атома и рассказала всё, что на данный момент известно об этой машине.
История создания
Идея разработки отечественного электрокара несколько лет назад родилась внутри КамАЗа. А для его реализации в 2021 году была создана отдельная компания — АО «КАМА» с главным офисом в Набережных Челнах. Впоследствии у стартапа появились офисы в Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае, а в числе партнеров — структуры «Росатома» (компании «Рэнера» и «Русатом РДС») и Юго-Восточный университет Нанкина. Над дизайном электрокара работало итальянское бюро Torino Design (оно сотрудничало, в том числе, с McLaren, BMW, FCA, Maserati и Ferrari). А платформу Атому помогала создавать китайская фирма IAT Automobile Technology, которая является технологическим партнером таких марок как FAW-Volkswagen, Haima, Chery, Dongfeng Nissan и Beijing Hyundai.
В самом Атоме сейчас работает около 500 человек, многие из которых до этого участвовали в российских и мировых автомобильных, IT и технологических проектах, включая Volkswagen, Mercedes-Benz, Tesla, Ford, Avito, Yandex и Sber.
Разработкой автомобиля руководит Харальд Грюбель, работавший в Volkswagen и Mercedes-Benz, а в середине 2010-х занимавший должность вице-президента АвтоВАЗа по инжинирингу, когда главой российской компании был Бу Андерссон.
Технические характеристики
- Длина — 3995 мм,
- ширина — 1780 мм,
- высота — 1615 миллиметров.
Электрокар имеет на данный момент только задний привод. Ходили слухи, что он должен был быть передним. Но, в будущем, «Атом» может быть полноприводным.
Открывание дверей происходит с «вау-эффектом»! Ни на одном российском автомобиле никогда не было выдвижных ручек и распашных дверей, да ещё и без центральной стойки! В Атоме говорят, что такая компоновка сохранится и на серийной машине.
Руль
Одна из главных технологических «фишек» Атома — рулевое управление по проводам. То есть «баранка» механически не связана с колёсами, поэтому настраивать передаточное число рулевого механизма можно, как угодно. Никаких механических систем, которые, как, например, в Infiniti задействуются в случае поломки или какой-то экстренной ситуации, не предусмотрено. В компании говорят, что электронное управление будет достаточно надёжным и позволит отказаться от «лишних деталей».
На первом тестовом Атоме уже установлена подобная система, а инженеры сейчас ведут работы по калибровке управляющего программного обеспечения.
Выяснилось, почему экран встроен в руль. Руководитель дизайн-проекта Александр Павлович прояснил ключевые моменты: создатели электрокара стремятся переосмыслить водительский интерфейс. Чтобы за рулём ничего не отвлекало, от огромных тачскринов решили отказаться.
Александр Павлович подчеркнул, что функции управления автомобилем «Атом» хотят перевести в «невидимый режим». В руках водителя единственный обязательный инструмент — руль — наделённый функционалом геймпада. Самую необходимую информацию выведут на проекционный экран. Впрочем, в «Атоме» соглашаются, что дисплей в руле — серьезный вызов для дизайнов и конструкторов.
Питание электрокара
За разработку высоковольтной системы электрокара отвечает российско-китайская команда инженеров во главе с Ларри Вангом, работавшим с Ford и Byton. Сейчас компания готовится к проведению работ по интеграции, калибровке, испытаниям батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей.
Сами аккумуляторы разрабатывает компания «Рэнера» — предприятие «Росатома». В основе батарей, ёмкость которых составит около 70 киловатт-часов, находятся литий-ионные ячейки с высокой плотностью энергии.
Аккумуляторы, высоковольтные системы, подвеску, рулевое управление и тормозную систему начнут тестировать на прототипах Атома уже в этом году.
Суммарная мощность силовой установки пока не сообщается. Также не известно время подзарядки батарей ни от «медленных», ни от «быстрых» зарядок — оба порта будут на борту. Известно лишь, что до «сотни» Атом сможет разгоняться примерно за семь секунд, а запас хода достигнет 500 километров.
Что ещё известно?
Примечательно, что все Атомы, включая даже базовые модификации, будут оснащаться широким набором систем безопасности. Например, таких как:
- включая функции удержания в полосе,
- поддержания дистанции в пробке,
- распознавания дорожных знаков,
- предотвращения столкновений,
- автопарковщик.
Более детальной информации нет — в компании не говорят даже планируемое число подушек безопасности. Однако в Атоме рассчитывают, что по китайской методике краш-тестов С-NCAP машина заработает четыре звезды из пяти возможных.
Для любителей современных технологий и тех. прогресса, есть отличная новость! Электрокар станет полностью «цифровым». Владелец сможет с помощью своего смартфона управлять большинством функций. В свою очередь, операторы каршеринга получать возможность дистанционно менять настройки машины без установки дополнительного оборудования. Например, ограничивать скорость.
Расширить функции автомобиля позволить собственный магазин приложений Atomverse: по аналогии со смартфонами сторонние разработчики смогут создавать те или иные функции или сценарии работы автомобиля.
За информационную безопасность и защиту от взлома автомобиля отвечает «Лаборатория Касперского». Шлюз безопасности на базе операционной системы KasperskyOS позволит следить за «чистотой» скачиваемых приложений, обновлением программного обеспечения и мониторингом событий.
Когда появится в продаже?
Атом появится в продаже к лету 2025 года. Автомобили будут собирать в России, но где именно станет известно только в середине 2023 года. Пока что стартовал лишь процесс проектирования оснастки предприятия.
О цене говорить еще рано. Но как только будет что-то известно, то мы сообщим!
Источник: motor.ru