Русские электромобили: история моделей с XIX века до наших дней

Русские электромобили – это словосочетание для многих звучит как фантастика. Но так ли это? Если говорить в общем, то электрификация транспорта является одним из главных трендов современности. Россия — не исключение, медленными, но верными шагами страна движется в том же направлении.

Отечественные электромобили создавали еще в советское время. Некоторые модели уже колесят по дорогам или готовятся к выпуску. Давайте подробнее рассмотрим историю появления «Русского электрокара» начиная с XIX века и до сегодняшних дней.

Первые русские электромобили

Отечественные электрокары появились гораздо раньше Tesla. Первая модель была сконструирована еще в досоветское время. В 1889 году дворянин Ипполит Владимирович Романов представил двухместную машину на электротяге. Электромоторы и батарея, разработанные самим конструктором, располагались за салоном авто. С помощью цепей они приводили в действие передние колеса, причем за каждое отвечал отдельный двигатель.

Характеристики:

  • мощность мотора — 6 л. с. (4,4 кВт);
  • запас хода — 60 км;
  • 9 скоростей от 1,6 до 37 км/ч;
  • рекуперативное торможение. 
Русский электромобиль Ипполита Владимировича Романова
Русский электромобиль Ипполита Владимировича Романова

Место водителя располагалось сзади открытого пассажирского салона. Облегченные аккумуляторы позволили достичь 720 кг веса электромобиля. Для сравнения — сходный по характеристикам «Жанто» из Франции весил 1440 кг. 

Романов также создал электромобили с большей вместимостью: модель на четыре места и омнибус (10 и 17 человек).

К сожалению, планы по электрификации транспорта в предреволюционной России так и не были реализованы.

История электротранспорта в СССР

В Советском Союзе история электромобилей началась с 1947 года. Тогда появились первые почтовые фургоны «НАМИ-750» и «НАМИ-751». Их запас хода насчитывал 65–80 км. Далее коммерческие модели появлялись с завидной регулярностью.

В 1959 году в Ульяновске разработали «УАЗ-450ЭМ», который мог проехать на одном заряде 70 км. Его использовали для обслуживания аэропортов. 

В 1975 году появился электрический «ВАЗ-2801», способный проехать без пополнения заряда 130 км на скорости 87 км/ч. Всего было выпущено 47 экземпляров.

УАЗ-451МИ
УАЗ-451МИ

В 1977 году представлена модель «УАЗ-451МИ» с грузоподъемностью 500 кг и пробегом 80 км без подзарядки.

Следующей моделью стал «УАЗ-3801» с запасом хода 50–75 км и увеличенной до 800 кг грузоподъемностью.

В 1980 году в Москве выпущен микроавтобус на электротяге РАФ‑2910, предназначенный для перевозки судейской коллегии во время Олимпиады. Авто, сопровождающее спортсменов во время соревнований по ходьбе и марафонскому бегу, должно было быть бесшумным и без вредных выхлопов. Электромотор мощностью 10 кВт (около 14 л. с.) позволял развить скорость до 40–50 км/ч, запас хода составлял 100 км.

Электрический микроавтобус из СССР РАФ‑2910
Электрический микроавтобус из СССР РАФ‑2910

Позже машина была передана в НИИ источников тока в Ашхабаде — так появился первый русский «солнцемобиль» с солнечными батареями на крыше. Его планировали применять в регионах с обилием солнечного света, но в серийный выпуск машина не попала.

Постсоветское время

Постсоветский 1997 год ознаменовался выходом электропикапа «Москвич-2335Е1». Разработчики планировали создать серьезную альтернативу топливным «москвичам»:

  • запас хода — 100 км;
  • максимальная скорость — 60 км/ч; 
  • разгон до максимума — 15 секунд.

Однако из-за чрезмерных расходов на производство автомобиль в серийный выпуск так и не вышел.

Москвич-2335Е1
Москвич-2335Е1

Современность

В России батарейный автотранспорт достаточно неплохо представлен в сфере коммерческих перевозок и спецтехники. В Москве уже серьезно развита сеть электробусов, а компания «Магнит» имеет собственный электротягач. Но с легковыми электромобилями ситуация пока неоднозначная.

«Лада Эллада»

В 2013 году «АвтоВАЗ» выпустил машину «Лада Эллада» — переведенный на электротягу универсал «Калина».

  • Мощность мотора — 81 л. с. (60 кВт); 
  • емкость литий-железо-фосфатной батареи — 13 кВт⋅ч;
  • запас хода — около 140–150 км;
  • максимальная скорость — 130 км/ч;
  • время зарядки — 8 часов от бытовой розетки.
Лада Эллада
Лада Эллада

Пилотная партия состояла из 100 экземпляров и изготавливалась по заказу администрации Ставропольского края. В результате было выкуплено только 5 авто (из-за нехватки средств). Одну модель приобрел на свою дачу глава «Минпромторга» Денис Мантуров. Остальные с трудом распродавали через дилерскую сеть по себестоимости.

Лада Веста EV

В 2016 году «АвтоВАЗ» представил второй экспериментальный электромобиль «Лада Веста EV». Производители обещали учесть все недоработки первой модели и создать действительно конкурентоспособный батарейный автомобиль. Но что-то опять пошло не так.

Разработанный на той же платформе Kalina, «екарс» получил практически идентичную «Элладе» производительность:

  • двигатель мощностью 82 л. с. (60 кВт); 
  • запас хода — 150 км;
  • разгон до «сотни» за 15 секунд;
  • предельная скорость —140 км/ч; 
  • время подзарядки — 9 часов.
Лада Веста EV
Лада Веста EV

В отличие от своей предшественницы, машина так и не вышла в серийный оборот. Сейчас в продаже ее не найти.

«Ё-мобиль» — технологический пиар-ход

«Ё-Мобиль» — амбициозный проект отечественного автопрома, за которым стояли инвест-группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова и компания «ЯРОВИТ Моторс». 12 апреля 2010 года они объявили о запуске разработки авто с гибридной силовой установкой — газобензиновым ДВС и электромотором.

Предполагалось выпустить три модификации:

  • городской «Ё-хэтчбек»;
  • кроссовер-купе («Ё-кросс-купе»);
  • «Ё-фургон».

В качестве топлива мог использоваться как бензин, так и газ (метан). Главным источником энергии выступал ДВС мощностью 60 л. с. (45 кВт), скомбинированный с электрогенератором.

Ё-Мобиль городской «Ё-хэтчбек»
Ё-Мобиль городской «Ё-хэтчбек»

Характеристики:

  • запас хода — до 1100 км при полной заправке баков и до 2 км — только на энергии накопителей;
  • предельная скорость — 130 км/ч;
  • разгон до 100 км/ч — 8–14 с, в зависимости от модификации;
  • снаряженная масса — 700–950 кг.

Роторно-поршневой двигатель гибрида через генератор должен был подзаряжать суперконденсаторы емкостью 9,6 Ф, от которых подпитывались ходовые электродвигатели.

кроссовер-купе («Ё-кросс-купе»)
кроссовер-купе («Ё-кросс-купе»)

Общий объем инвестиций в проект составил 260 млн евро, но электромобиль так и не поступил в продажу. Разработка официально была закрыта в 2014 году, точкой стала ее продажа Институту НАМИ за 1 евро. Проект прочно ассоциируется с избирательной кампанией Михаила Прохорова и признается весьма успешным пиар-ходом.

«Кама-1» — наследник «Оки»

Электромобиль создали разработчики Центра НТИ СПбПУ в партнерстве с КамАЗ. Испытания почти завершены, но серийная модель выйдет в продажу не ранее 2023 года. При этом производитель обещает внушительные скидки (25 %) за счет государственной поддержки.

КамАЗ, известный не только грузовым транспортом, но и малолитражкой «Ока», создал компактный кроссовер «Кама-1» как модель для сервисов каршеринга.

КАМА-1
Кама-1

Характеристики:

  • электродвигатель мощностью 109 л. с. (80 кВт ); 
  • батарея емкостью 33 кВт⋅ч;
  • доступна функция быстрой зарядки до 70–80 % за 20 минут;
  • разгон до 100 км/ч — 6,7 с;
  • заявленный максимум — 150 км/ч;
  • запас хода — до 300 км. 

Внешне модель на 20 см длиннее и на 28 см шире «Оки». Электрокроссовер рассчитан на 4 пассажиров. Задний багажник ожидаемо очень маленький. 

Оснащение вполне современное:

  • свето­диодная оптика; 
  • климат-установка; 
  • анимиро­ванные указатели поворотов; 
  • монитор на рулевом колесе, при этом классическая приборная панель отсутствует;
  • пульт управления.

На данный момент «Кама-1» фактически единственная действующая модель российского легкового электромобиля. Именно эта машина фигурирует в проекте программы Минэкономики. Но пока рано говорить, ждет ли смарт-кроссовер высокий спрос. Для городского ситикара с малой вместимостью заявленная цена ощутимо «кусается»: не менее 1,2 млн рублей, причем при определенных условиях.

City Modul 1 от стартапа ZETTA

City Modul 1 — компактный электрокар, созданием которого занят российский инжиниринговый стартап ZETTA. Трехдверный электромобиль уже достиг финального этапа разработки. Несмотря на скромные габариты (3030 × 1760 × 1600 мм), в авто помещаются 4 человека и остается место под багажное отделение (180 л).

Управлять транспортом можно будет с помощью планшета или мобильного приложения.

City Modul 1
City Modul 1

Показатели производительности зависят от модификаций. Базовая модель City Modul 1 получила:

  • электродвигатель — 98 л. с. (72 кВт); 
  • батарею емкостью 10 кВт⋅ч;
  • пробег без подзарядки — 180 км.

Последующие модификации получат больший запас хода (500 км) — соответственно, цена на них будет выше (от 750 тыс. руб.). Стоимость же версии в минимальной комплектации составила 550 000 рублей: больше, чем ожидалось.

Для снижения себестоимости и нагрузки на электромотор из базового электрокара убрали усилитель руля и кондиционер. Электропечку салона заменили на бензиновый отопитель.

Электромобиль ZETTA разрабатывали 4 года. Серийный выпуск планировали на 2020 г., но в связи с финансовыми трудностями запуск перенесли. Стартап не смог получить заем 99,9 млн руб. от ФРП, которые засомневались в производственных мощностях частной компании. Так как крупный инвестор по-прежнему не найден, будущее City Modul 1 выглядит очень туманным.

«Монарх» — люксовое российское электроавто

Производитель Monarch закончил разработку премиум-версии электромобиля, которая будет выпущена партией в 30 экземпляров, при этом 10 электрокаров сделают «именными» для топовых клиентов. 

Электромобиль сконструировали в двух модификациях.

  • Версия S200 с мотором мощностью 200 кВт и емкостью батареи 60 кВт⋅ч. Запас хода составит до 372 км, максимальный разгон — 250 км/ч, до «сотни» — за 5 секунд.
  • Версия S400 с двигателем на 400 кВт и аккумулятором на 80 кВт⋅ч. Максимальное расстояние без подзарядки составит 400 км. Предельная скорость составит 260 км/ч, разогнаться до 100 км/ч можно за «гоночные» 3,2 сек.
Monarch
Monarch

Габариты авто — 5002 × 1950 × 1420 мм. Интерьер оформляли в стиле и по образцу моделей Tesla:

  • между водителем и передним пассажиром расположен огромный дисплей; 
  • панель приборов дополнена мини-экраном для навигатора. 
  • Салон для эксклюзивных покупателей декорируют натуральной кожей, драгметаллами, ценными породами дерева.

В конце 2020 года временно пропавший из виду стартап снова напомнил о себе. Премиальные «Монархи» стали доступны для предзаказа. Ценник явно будет по карману только VIP-клиентам: от $58100 или 4,47 млн рублей. Десять коллекционных экземпляров обойдутся в $190 000 каждый.

«Ардерия ТС2» из республики Адыгея

«Ардерия ТС2» представляет собой двухместный электрический ситикар. Первая партия составит всего 10 экземпляров. Модель вызвала негодование автолюбителей, поскольку является полной копией китайского электрокара Jijie Tule. А он, в свою очередь, тоже является репликой Smart ForTwo.

Ардерия ТС2
Ардерия ТС2

Электромобиль оснащен мотором мощностью 7 л. с. (5 кВт) и аккумулятором емкостью 7,2 кВт⋅ч, что обеспечивает движение без подзарядки до 100 км. Предельный разгон — 60 км/ч. Время восполнения заряда насчитывает 8 часов. Примерная стоимость авто — 400 тыс. руб.

«Овум» (Иж UV-4) от «Калашникова» — трехколесный электрокар

После демонстрации концерном «Калашников» электрического трицикла «Овум» четыре экземпляра были переданы на обкатку московскому МВД. Авто рассчитано не только для городской среды, но и для поездок по бездорожью за счет хорошей проходимости.

Овум» (Иж UV-4) от «Калашникова
Овум» (Иж UV-4) от «Калашникова

Аккумуляторная батарея обеспечивает 150 км пути на одном заряде. Но электромотора на 68 л. с. (50 кВт) хватает только на 80 км/ч. Цену электрокара и дату выпуска производитель не объявляет. В 2021 году идет работа над обновлениями «екарса».

CV-1 — стиляга от «Калашникова»

Прототип электрокара CV-1 был представлен концерном «Калашников» еще в 2018 году. Производитель амбициозно заявил, что создал серьезного конкурента Tesla.

В основу модели заложено несколько собственных наработок компании и модернизированный кузов «ИЖ-21252 Комби». Разработчики усовершенствовали панель управления мотором, батареей и инвертором. Это обеспечило равномерное распределение нагрузки на элементы питания.

CV-1
CV-1

«Калашников» заявляет о высокой производительности суперкара: 

  • без зарядки он способен проехать 350 км;
  • для разгона до сотни нужно всего 6 секунд;
  • максимальная скорость составляет 200 км/ч. 

Показатели обусловлены батареей 90 кВт·ч и мотором с номинальной мощностью 300 л. с. (220 кВт), а на пике — 680 л. с. (500 кВт). 

GAZelle e-NN — первый коммерческий электромобиль для повсеместного использования

Электромобиль существует в трех вариациях: 

  • фургон-комби для перевозки грузов и пассажиров (3 и 7 местное исполнение); 
  • микроавтобус-маршрутка. 

Коммерческий автофургон основан на платформе, разработанной ГАЗ.

GAZelle e-NN
GAZelle e-NN

Мощность электромотора — 136 л. с. (100 кВт), скорость ограничена на отметке 100 км/ч. Аккумулятор на 48 кВт⋅ч позволяет проехать без пополнения заряда 120 км. Машину можно подзарядить на «быстрой» ЭЗС — до 80 % за полчаса.

Электромобили Evolute

Более подробно почитать про электромобили из Липецка можно здесь и здесь.

Итоги

Отечественный автопром электромобилей обладает своей уникальной историей. Были и взлеты, и падения. И что ждет нас в будущем, сказать сложно. Но дорогу осилит идущий.

Источник: e-cars.tech