Будущее электромобилей в России

Будущее электромобилей в России – что нас ждет и к чему нужно готовиться?

Еще в прошлом году Минэкономразвития ставило главными задачами своей программы – локализацию производства и постепенную замену импортных моделей на отечественные электромобили. Но в связи с последними событиями речи о плавном переходе на собственный электротранспорт уже нет.

Можно выделить основные проблемы

  • Прекращены поставки ряда важных электронных элементов: чипов, полупроводников. В конце марта Южная Корея объявила о запрете на экспорт в Россию и Беларусь полупроводников среди остальных нестратегических товаров.
  • На текущий момент от работы на территории России отказались многие иностранные автоконцерны. 
  • Прекращены отгрузки новых электромобилей. Одним из ключевых примеров служит компания Audi.
  • Заморозили работу в России бренды Volkswagen, Volvo, General Motors, Daimler.
  • С рынка ушли зарубежные поставщики зарядных станций. Некоторые станции российского производства, в которых было иностранное ПО, работали некорректно или удаленно отключались. Местные производители ЭЗС, так же, как и автоконцерны, остались без комплектующих. В этой сфере также срочно потребовалось импортозамещение.
  • Сложности с импортом из Японии.
  • На онлайн-аукционах EV некоторые пользователи из РФ и РБ обнаружили блокировку своих аккаунтов. Такой способ покупки был очень популярен у «серых» дилеров. Таким образом в Россию ввозили Tesla и другие модели, которые официально в страну не представлены.
  • Сейчас в целом плохо с доставкой из-за океана. Так как из-за санкций многие контейнеровозы вообще не едут в Россию, а ряд портов закрыты. Так, Новороссийский порт не принимает иностранные суда. А США закрыли свои воды для российского морского транспорта.
электромобили
Будущее электромобилей в России

Какие импортные электромобили доступны россиянам

JAC iEV7S все еще доступен в России официально.

Несмотря на то, что большинство европейских и американских производителей приостановили бизнес в нашей стране, официально запретили ввозить к нам электромобили как предмет роскоши только США. Это значит, что электрокары американской сборки вряд ли удастся добыть легальным путем. Ввоз из стран Европы тоже сильно ограничен ограничениями в логистике. Тем не менее российские водители все еще могут получить те же немецкие и американские иномарки, но китайской сборки.

JAC iEV7S
JAC iEV7S

На текущий момент КНР не ввела против России никаких санкций и, кроме совместного производства с местными заводами, готова поставлять свои электромобили в страну. Импорт продолжают компании Haval и Chery. Расширить свое присутствие в стране планируют еще несколько компаний из КНР, в том числе Sokon. Эта компания запустила производство электромобилей совместно с Липецким «Моторинвестом». А также, Chery, которая планирует стать партнером Ульяновского автозавода «Соллерс».

Вполне возможно, что в Россию начнут ввозить электрический Geely Geometry C. Продажи китайского электромобиля уже стартовали в Республике Беларусь. Но пока о расширении и выходе на российский рынок Geely не заявляет. Тем не менее в феврале 2022 года зафиксирована первая постановка на учет этой модели в ЦФО России.

Geely Geometry C
Geely Geometry C

Будущее отечественных электромобилей

Что касается собственного производства, даже у ведущих автоконцернов с топливными авто возникли проблемы. В основном они связаны с логистикой и дефицитом иностранных запчастей.

Более-менее автономным считается концерн УАЗ. Именно на платформе этой компании собираются делать коммерческие электромобили команда «Электромобили Мануфэкчуринг рус». Однако по данным 2021 года, локализация самой популярной модели концерна UAZ Patriot составляла 2209 баллов, что говорит о довольно высоком проценте иностранных запчастей в машине. В ноябре 2021 года УАЗ готовили к выпуску Ford Transit российской сборки, но после санкций и отказа Ford от сотрудничества, это вряд ли возможно. Заявлений по выпуску электрической линейки на основе топливных моделей пресс-служба компании пока не делала.

Ford Transit
Ford Transit

Для тех компаний, которые планируют расширить линейку авто электрическими моделями, понадобятся собственные наработки в области силовой установки. Компания «Автотор» совместно с «Рэнера» готовит пилотную партию полностью локализованных электромобилей. Дочернее предприятие «Росатома» в этом тандеме будет выпускать батареи для моделей «Автотора». Старт производства пока назначен на 2023 год. К этому времени калининградский завод уже должен выпустить первую пилотную партию машин. 

Перенесла выпуск своих легковых EV-моделей компания «КамАЗ». Электрическую «Кама-1» должны были начать продавать в конце 2021 года. Но в январе 2022 г. компания заявила о новых сроках: 2024-2025 гг. АО «КАМА» подписало Соглашение о сотрудничестве с Правительством Москвы о создании опытных образцов первого российского электромобиля, рассчитанного, в том числе для служб каршеринга и такси. 

EV-модель от КамАЗ - «Кама-1»
EV-модель от КамАЗ – «Кама-1»

В конце 2021 года о намерении создать отечественный электромобиль заявил военный концерн «Алмаз-Антей». Заявку на электрокроссовер E-Neva компания разместила в «Роспатенте». О датах начала производства не сообщали.

Какой спрос на электротранспорт сейчас в России?

Электромобили Nissan Leaf и Тесла остаются самыми популярными в России.

Nissan Leaf
Nissan Leaf

Судя по последним данным «Автостата», рынок как новых, так и подержанных электромобилей в январе–феврале 2022 года показал рекордный рост. Это говорит о высоком спросе россиян на «зеленые» машины. 

В феврале было зарегистрировано 290 новых «электричек». Для сравнения, в последний зимний месяц 2021 года дилеры продали в 3,8 раза меньше электромобилей. Самыми популярными у россиян оказались модели Tesla — 52 % рынка (151  ед.). Далее следуют электрические Porsche (48 ед.), Audi (31 шт.) и JAC (19 шт).

Tesla Model S
Tesla Model S

Спрос на электромобили с пробегом тоже сильно вырос. В феврале в стране продали 852 б/у авто. С начала года в РФ продали 1485 подержанных «электричек», что на 91 % выше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидерство в сегменте «вторички» по-прежнему удерживает японский Nissan Leaf — 49 % рынка, или 416 проданных экземпляров. На втором месте по популярности — Tesla с пробегом (235 шт.). Продажи остальных марок не так существенны: 42 электромобиля Porsche, 39 — BMW и 19 — Audi.

Однако, стоит отметить, что скорее всего, показатели марта будут хуже.

Глобальные планы Липецкого завода

Краснинский ООО «Моторинвест», в отличие от коллег, ориентируются на выпуск легковых электромобилей для частных клиентов. Завод в Липецкой области уже имеет опыт крупноузловой сборки машин из Китая. Ранее «Моторинвест» сотрудничал с компаниями Great Wall и Changan. Сейчас же завод будет работать с брендом Seres. Китайские электромобили отечественной сборки будут выпускаться под отдельным брендом Evolute.

Компания обещает уже в этом году представить первые 4 модели новых электромобилей. Пятая появится позже, а пока в презентации видны только заретушированные профили новинок. Более подробную информацию можно узнать в этой статье.

Evolute
Evolute

Отечественные компании — поставщики зарядных станций

О локализации производства министерства страны тоже не забывают, призывая отечественных производителей зарядных станций занять опустевшую нишу. Ряд разработчиков уже откликнулись:

Московская инжиниринговая компания «Парус электро» поставляет медленные ЭЗС мощностью от 7 до 43 кВт и быстрые зарядные станции до 200 кВт с разъемами HAdeMO и CCS Combo. Все ПО — отечественного производства, поэтому работает в нормальном режиме и с бесперебойной сервисной поддержкой.

В Краснодарском крае оператором зарядной инфраструктуры станет Sitronics Group (дочерняя компания АФК «Системы»). Компания уже подписала соглашение о сотрудничестве с местным жилищным Министерством. Электрозаправки Sitronics Electro разместят в бизнес-центрах и ТЦ, а также на парковках в Сочи и Краснодаре, и вдоль трассы М-4. Кроме установки, Sitronics Group обеспечит комплексное обслуживание своих ЭЗС.

Виды зарядных станций для электромобилей

«Корпорация ПСС» из Перми переориентирует свое производство на выпуск сверх-быстрых ЭЗС мощностью до 240 кВт. Скорость зарядки одного электромобиля на такой станции составит около 20 минут. При одновременной подзарядке двух или трех е-карс время может увеличиться до 40 минут.

В Москве и Санкт-Петербурге заработали электрозаправки ZEVS мощностью от 50 до 160 кВт. Программное обеспечение у фирмы «родное», что исключает сбои в работе. Поддерживают стандарты CCS и CHAdeMO. Пока открыто 5 ЭЗС.

Дорожная карта программы подразумевает, что к 2030 году в России установят как минимум 72 000 электрозаправочных станций, а доля электромобилей в общем объеме производства составит не менее 10 %.

Больше всего зарядок в 2022 году планируют установить в Нижегородской области — 110 быстрых ЭЗС. Чуть меньше станций установят в Татарстане (95), а в Краснодарском крае обещают 71 электрозаправку.

Аккумуляторы отечественного производства

Разработкой собственных накопителей энергии занимается госкорпорация «Росатом». Одним из важных направлений ведомство еще в середине февраля 2022 года называло создание отечественных литий-ионных аккумуляторов. Свои батареи помогут избавиться от зависимости в иностранных поставках ключевых элементов для российского электротранспорта, что особенно актуально в условиях ужесточения санкций с Запада.

Первым проектом «Росатома» стала «Российская Гигафабрика» — огромный завод по производству батарей для электромобилей. Заниматься этим будет дочерняя компания ведомства — «Рэнера». В середине марта официально объявили, что в 2025 году «Рэнера» запустит в Калининграде завод по производству литий-ионных аккумуляторов. Для его строительства и обслуживания компания заключила соглашение с правительством Калининградской области и главой «Автотор Холдинг». 

До начала импортозамещения Россия перейдет на китайские электромобили

Правительство России явно не собирается отказываться от программы перехода на электротранспорт. Сроки отказа от топливных авто, конечно, отдалились сейчас на еще более неопределенный срок. Сейчас главной задачей российских ведомств стало быстрое и полноценное импортозамещение электромобилей и инфраструктуры. Пока серьезным помощником в создании хотя бы локальной сборки электрических моделей авто может стать только Китай. 

В сферах индивидуального транспорта и коммерческих «электричек» российские производители и заводы кажутся более уверенными. Не без помощи китайских партнеров, но этот сегмент пока дефицита не ожидает. Но следует готовиться к заметному подорожанию всех моделей, как местных, так и импорта. Сейчас как никогда важно сохранить уже существующие льготы для владельцев и производителей электротранспорта и инфраструктуры и регулярно выделять новые субсидии.

Источник: www.e-cars.tech