Электромобили из Китая: история развития, модели и перспективы
Электромобили из Китая, как бы не казалось странным, но не существовали в начале XXI века. Еще в конце 2000-х крупнейшие города страны, утопали в смоге. И немалую долю этого смога составляли выхлопы многих тысяч машин.
В 1990-х годах местные автоконцерны делали первые робкие попытки производить электромобили. Изначально машины просто копировали аналоги из Японии. Как в случае с Suzuki Alto. Причем, они производились в штучных экземплярах и не имели шанса на успех. Надо отдать должно китайским автопроизводителям электрокаров. Они ускоренными темпами развивали собственное производство. Но догнать японских, корейских и американских производителей с их многолетней базой заводов и клиентов было сложно. К тому же, гонка за экологичностью на тот момент была не в тренде.
Однако Госсовет КНР все же сделал ставку на новую технологию. К Олимпийским играм 2008 года в Пекине на городские линии уже вышли электробусы и первая тысяча электрокаров — все китайского производства. С 2009 года государство начало внедрять электротранспорт в пилотные города в рамках программы «Десять городов — тысяча машин». Причем особое внимание местная администрация уделяла общественному транспорту и оснащению сервисов такси «зеленым» автопарком.
Развитие электромобилей в Китае
Уверенными темпами китайский рынок электротранспорта за последние 10 лет, из ничего стал крупнейшим в мире. Не последнюю роль в этом сыграли государственные субсидии в размере до миллиарда долларов и общая поддержка правительства производителей.
Первыми в волну влились старейшины местного производства — компания BYD (Build Your Dream). Начиная с 2008 года концерн производит экологически-безопасные авто и к 2020 году выпустил уже 140 000 электромобилей. Сейчас это крупнейший создатель заряженных машин, который уступает по производительности только Tesla.
Еще один «ветеран» в этой сфере — бренд SAIC. Концерн предпочитает работать «в паре» с другими фирмами, в том числе иностранными. Именно благодаря коллаборации SAIC-GM-Wuling мир увидел сверхпопулярный в 2021 году Hongguang MINIEV. Не будем забывать и о JAC, которые с 2010 года успешно расширяют линейку подразделения iEV и входят в 5-ку крупнейших автозаводов страны.
К слову, в Поднебесной есть четкая направленность на локализацию производства. Все иностранные производители, за исключением Tesla, в принципе не могут собирать свои модели на территории Китая без коллаборации с местными автоконцернами. Да и у фирмы Илона Маска последнее время есть некоторые проблемы в стране: после ряда скандалов спрос стал падать, а фабрика в Шанхае в основном работает на экспорт.
Новинки электромобилей из Китая 2018–2019 годов
Именно в период 2018-2019 в Китае бурно формируются электростартапы. Даже, несмотря на то, что в 2019 году КНР сократила субсидии на покупку электромобилей примерно вполовину. Позже их пришлось вернуть, так как продажи заметно падали.
Но ни старожилы индустрии, ни стартапы не сдавались. Многие из только появившихся команд позже станут полноценными компаниями с невероятно крупным оборотом. Например, Xpeng Inc., Li Auto, WM Motor и стартап с бурным взлетом NIO. Амбиции новичков росли и показатели качества их электромобилей, также стремились в верх. Ведь, как-то нужно было конкурировать со «старичками» отрасли. Аккумуляторы становились все более емкими, моторы — мощными, а китайская сборка — качественной.
К 2019 году страна прочно закрепила лидерство в сфере СИМ на аккумуляторах. Большинство электросамокатов, скутеров, велогибридов регистрировалось именно в Китае. То же касалось электробусов — несмотря на общие колебания спроса, их автопарк явно превосходил Европу и США: 92 тысячи новых моделей в 2018 году и 70 000 — в 2019.
Проблемы и успехи электромобилей из Китая 2020 года
Пандемия коронавируса вызвала мировой спад производства. Согласно отчету Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи новых электрокаров в КНР в первом полугодии 2020 упали на 33,1 %. Поднебесная даже на время уступила свое лидерство мирового поставщика заряженного транспорта Европе. Тем не менее отрасль продолжала развиваться, хотя и замедлив темпы.
Первым нарастил производительность автоконцерн BYD. К сентябрю 2020 он выпустил на 45 % больше EV, чем в 2019 г. На 2020 год в стране уже работало около 500 заводов, выпускающих электромобили и было запущено множество стартапов. Опрос того же года показал, что купить китайский электромобиль жаждет 41 % покупателей новой техники. Да и гранды китайского автопрома JAC, Geely и Chery прошли первые кварталы 2020 без потерь и расширений и даже успевали создавать новые модели. Спрос на электромобили постепенно восстанавливался.
Ярким показателем того, что проблемы носили временный характер, стал интерес к производству электротранспорта от компаний, казалось бы, мало связанных с отраслью. В 2020 году о намерении создать подразделения по сборке заряженных машин сообщил техногигант Xiaomi, который к тому времени уже успешно выпускал электросамокаты. В апреле 2020 года Alibaba и Xiaomi показали свой совместный проект — электромобиль под брендом Xpeng.
Взлет электромобилей из Китая в 2021году
В 2021 году ситуация изменилась кардинально. Спрос вызвал предложение и, казалось бы, стремительно теряющий свое первенство Китай вновь стал претендовать на мировое лидерство. Согласно недавнему отчету агентства Canalys, за первое полугодие 2021 года Поднебесная стала ведущим рынком с 47 % от всех мировых продаж электромобилей. Практически не отстает от азиатских конкурентов Европа, а вот США сильно сдали с 10 % общих продаж.
В апреле 2021 г. КНР был поставлен рекорд по производству (216 000) и продаже (206 000) электромобилей за месяц. Показатели 2020 года были превышены до 180 %. Судя по отчету на тот же месяц, в стране было зарегистрировано 300 компаний, так или иначе имеющих отношение к созданию электрических машин.
Даже первое после пандемии масштабное мероприятие прошло именно в Шанхае. Японцы, европейцы и американцы принимали участие в грандиозной выставке авто, в том числе электрических. Именно на нем показал свой первый электромобиль Alibaba Group.
Позже официально представил свои подразделения по производству «екарс» Xiaomi. Huawei объявили о субаренде по производству беспилотников в коллаборации с автогигантами местного рынка. А техногигант Baidu недавно продемонстрировал возможности своих новых чипов на примере собственного прототипа беспилотного электромобиля. Правда, о планах производить такие авто под собственным брендом компания не сообщила.
КНР — главные по аккумуляторным батареям и зарядным станциям
Одно из самых перспективных направлений, в котором у Китая пока нет равных, — изготовление аккумуляторов для электромобилей. Китайские АКБ используют практически все крупные мировые автоконцерны. Фирма Contemporary Amperex Technology Co (CATL) поставляет батареи для Tesla, BMW, Volkswagen, Daimler, Volvo, Toyota и Honda. Третий по популярности разработчик после японских Panasonic — BYD, но в основном они изготавливают аккумуляторы только для своих электромобилей.
Пожалуй, серьезным соперником Поднебесной в этой сфере, кроме японцев, можно считать Южную Корею. Компания LG Chem работает с местными фирмами (например, Hyundai) и поставляет батареи для таких гигантов, как General Motor, Ford, Renault и та же Tesla. В 2020 году фирма стала лидером рейтинга мировых поставщиков АКБ по версии SNE Research. Однако репутация LG сейчас не на высоте после ряда случаев самовозгорания машин. CATL с ее постоянным упором на новые технологии и разработкой более емких и недорогих батарей в этом плане явно выигрывает.
Еще одно первенство китайцев — в невероятной скорости развития инфраструктуры для электромобилей. Правительство делает все возможное, чтобы осуществить программу Made in China 2025. Число ЭЗС составляет более половины от общемирового количества.
Самые популярные электромобили из Китая
Выход китайских NEV на мировой рынок показал: по качеству сборки и технологиям машины не уступают западным моделям. Коллаборации с европейскими и американскими производителями делают разницу в сборке почти неощутимой. А более низкая цена постепенно склоняет спрос в сторону электромобилей из КНР.
Пока, правда, направить свои модели в США не удалось ни одному, даже самому крупному производителю из КНР. Сложные торговые и политические отношения мешают поставкам. Зато расширение в сторону Европы идет вполне успешно. Несколько иная ситуация в России и ближних странах (о ней мы напишем далее). В самом Китае обогнать продажи местных гигантов удавалось до недавнего времени только Tesla, но ситикары и компактные хетчбэки все же более отвечают потребностям рынка КНР.
Китайские электромобили, которые вышли до 2020 года
- BYD E6
- Wuling HongGuang Mini EV
- NIO ES6
- Geely Geometry A
- Geely Geometry C
- Xpeng P7
- GAC Aion S
- LI ONE
Китайские электромобили, которые вышли в 2020 году
- Maple 30X
- Hycan 007
- BYD Han EV
- Chery eQ5
- Byton M-Byte
Перспективные новинки 2021 года
- BYD Dolphin
- Концепт Ocean X
- Chery QQ Ice Cream
- Hongqi E-HS9
Электромобили из Китая – перспективы развития
Быть владельцем электромобиля в Китае сейчас намного проще и выгоднее, чем ездить на ДВС. Кроме субсидии, правительство предлагает такие послабления, как ускорение получения номера, бесплатная парковка, отсутствие ограничений на поездки по городу. Например, в некоторых городах автовладельцам разрешено «выгуливать» свою топливную машину лишь по определенным дням. Естественно, такие меры способствуют невероятному росту спроса на «электрички». По дорогам Поднебесной ездят уже более 5 млн заряженных авто. Хотя пока это всего 5 % от общей доли продаж транспорта.
Планы и успехи производителей
Улучшение качества и увеличение возможностей пробега — сейчас то, чем занимаются основные производители из КНР. Запас хода электромобилей многие компании надеются довести до 1 000 км, как, например, у GAC Aion LX. Пока такой километраж реально доступен только Li One, но за счет интеграции ДВС-мотора к аккумулятору.
Ожидается, что к 2025 году каждая пятая проданная в Китае модель будет электромобилем.
Источник: www.e-cars.tech