Модели УАЗ – 12 необычных и малоизвестных

Модели УАЗ – для многих эта фраза ассоциируется с «Патриотом» и «Буханкой». Но все не так однозначно и существуют такие версии, о которых многие никогда не слышали. Рассмотрим 12 самых интересных и малоизвестных проектов Ульяновского автозавода.

УАЗ кросс-купе

УАЗ задолго до массового производства в мире, работал над созданием купеобразного внедорожника. Сейчас такую модель называют кросс-купе. В 1977 году был построен опытный образец УАЗ-469Б. Его разработали в НАМИ по заданию Автоэкспорта.

Внедорожник выгладил непривычно:

  • сильно наклоненные задние стойки,
  • покатая крыша,
  • оригинальная оптика,
  • дворники, расположенные снизу лобового стекла,
  • приборная панель нового дизайна.

Предполагалось точечное и небольшое создание таких УАЗов, нацеленных на зарубежный рынок. Однако средства на выпуск таких машин не выделили. Соответственно и дальше постройки единственного прототипа дело не пошло.

«Головастик» и колхозница

Сам по себе «Головастик», он же УАЗ-330, был весьма распространенной моделью в СССР, однако именно этот грузовичок в красном цвете выбрали для рекламы УАЗов за рубежом. Фотографию машины в яблоневом саду во время сборки урожая окрестили «”Головастик” и колхозница» и поместили на обложку журнала Avtoexport Informations в 1966 году. Журнал издавался на русском, немецком, английском и французском языках и был основан для продвижения советской автомобильной и мототехники в других странах.

«Головастик» с кроватью

У УАЗ-39095 была малоизвестная модификация, предназначенная для дальнобойщиков. Модель отличалась удлиненной кабиной и выпускалась в период с 1996 по 2002 год и. У автомобиля была 34-сантиметровая вставка между дверями и задней стенкой. Это позволило установить за сиденьями полку длиной почти 1,8 метра и шириной 51 сантиметр, которую можно было использовать в качестве спального места. Также имелись два багажных отделения по 120 литров каждое. Их использовали для личных вещей и постельных принадлежностей. Был предусмотрен и вентиляционный люк, а также улучшенная шумоизоляция. Оснащался такой УАЗ 2,9-литровым бензиновым мотором, механической коробкой передач и полным приводом с двухступенчатой раздаткой.

Амфибия «Ягуар»

Парадоксально, но самая секретная, и в тоже время одна из самых известных моделей УАЗ – амфибия «Ягуар». Выпускалась с конца 70-х годов и вплоть до начала 90-х. Тираж «Ягуара» составил всего 14 штук, причем все они имели статус прототипа. Автомобиль, способный передвигаться не только по суше, но и по воде, разработали по заказу Минобороны, и он предназначался для подразделений морской пехоты. В движение плавающую машину приводил двигатель УМЗ-414, который сочетался с четырехступенчатой механикой и полным приводом.

Парковый автопоезд «Босоножка»

В советских парках развлечений в начале 70-х годов прошлого века, можно было встретить автопоезд на базе модели УАЗ-452Д. Сборкой прогулочных составов занимался Краснодарский механический завод нестандартного оборудования. В народе такой «аттракцион» прозвали «Босоножкой». Он состоял из тягача и одного либо двух вагонов с пестрым мягким верхом. У вагончиков имелись окошки – иллюминаторы, которые были оснащены подсветкой и предназначались для размещения рекламы. Всего было выпущено около двух десятков таких автопоездов. Но до наших дней, к сожалению, не сохранился ни один из них.

Четырехглазая буханка

Если вы думаете, что всем известная «буханка» имела всегда только один внешний вид, то это не так. Еще в 90-х Ульяновский завод был куда смелее и экспериментировал со стилем. Например, в конце прошлого столетия в моду вошли «глазастые» автомобили с четырьмя фарами. УАЗ решил не отставать от трендов и примерил такой дизайн на «Буханку». До серии дело не дошло, однако «четырехглазый» прототип до сих пор входит в экспозицию заводского музея.

Штаб на колесах

В 1956 году разработали опытный прототип мобильного штаба на базе УАЗ-540Б. Заказчиком выступало Автомобильное управление Вооруженных Сил СССР. Такая «Буханка» должна была не привлекать внимание, а потому внешне не отличалась от стандартной модели. Зато в салоне были установлены сейф для хранения секретных документов, столики и настольные лампы, часы и дополнительные автономные отопители. Однако оказалось, что фургон слишком тесный для штаба на колесах, так что работы по проекту свернули.

Приключения УАЗа в Италии

Моло кто знает, но в Италии УАЗ присутствует с семидесятых годов прошлого века. Поставки внедорожников УАЗ-469 организовали местные братья-предприниматели Марторелли. Они модернизировали советские авто, устанавливая на них европейские моторы. До 90-х годов было поставлено около 13 тысяч автомобилей Ульяновского завода в Италию. Но, к сожалению, вскоре экспорт сошел на нет. На снимке запечатлены «Буханки», которым нашлось необычное применение — уже почти 40 лет их используют в качестве туристических автобусов, доставляя путешественников на вулканы Везувий и Этна.

Пожарный УАЗ из Германии

Этот ярко-красный УАЗ-469 был обнаружен в гараже клуба любителей пожарной техники в немецком городе Йохангеоргенштадт. Внедорожник оснащен проблесковыми маячками, громкоговорителем и специальной трубой, предназначенной для забора воды из пожарного гидранта. По одной из версий, за основу взяли командно-штабную машину (КШМ) Р-125БР «Белозор-1» — такой автомобиль использовался частями армии ГДР, что объясняет его нахождение в Германии. После расформирования войск в 1991 году УАЗ-469 оказался в пожарной части Йохангеоргенштадта, где был модернизирован и приспособлен для борьбы с пожарами.

«Патриот» на рельсах

У УАЗа было несколько попыток поставить машину на рельсы. Например, еще в 60-х годах продемонстрировали «Буханку»-дрезину. Один из последних таких проектов показали в 2021 году в рамках Международного железнодорожного салона: локомобиль получил название Patrion Rail, он спроектирован для передвижения по рельсам железных дорог с колей 1,52 метра и способен перевозить до пяти человек и до 500 килограммов груза или оборудования. Такую машину можно использовать в качестве дефектоскопического или радарного комплекса, а также как передвижную лабораторию контактной сети. Управление приводом комбинированного железнодорожного хода осуществляется с пульта, установленного между передними креслами.

Электромобиль от УАЗ

В середине 70-х годов УАЗ разрабатывал собственный автомобиль на электротяге. Имеются фотографии неизвестного прототипа от 1974 года, а также более поздние снимки электрической «Буханки» УАЗ-451МИ. Зарядное устройство на такой «Буханке» монтировали на самом автомобиле. Что позволяло заряжать его от городской электросети, а на подзарядку до 70 процентов уходило всего около часа. Внешне такую «Буханку» можно было отличить от обычной по заглушке в цвет кузова на месте радиаторной решетки и надписи «Электро». Электрокар был двухпедальным. А приборная панель выполнялась как у троллейбусов, с квадратными вольтметрами и амперметрами.

Самый первый УАЗ

Последний, но не по значению — опытный образец УАЗ-300, который считается самым первым автомобилем собственной разработки УАЗа. Пилотный экземпляр построили к 7 ноября 1949 года, второй собрали к другой праздничной дате — 1 мая 1950 года. Оба они были оснащены 50-сильными моторами от «Победы», односкатными задними колесами и могли перевозить до 1 тонны груза.

Может быть интересно:

Источник: motor.ru