Обслуживание, диагностики и эксплуатация АКБ

9+

Аккумулятор автомобиля, как и любое другое техническое устройство, нуждается в периодическом обслуживании. Обслуживание АКБ сегодняшние автомобилисты зачастую не проводят и относятся к аккумулятору как к расходному материалу. Как правило аккумуляторная батарея без обслуживания может прожить порядка 2-х лет, затем постепенно превращается в “кирпич”. Срок службы АКБ можно значительно продлить, обычно на 3-5 лет, при условии что это качественная и обслуживаемая АКБ. Зачем платить за новый аккумулятор, если намного дешевле вовремя обслуживать свой. К тому же, ни один автомобилист не хочет оказаться в ситуации, когда ранним утром он опаздывает на работу, а его верный “железный конь” не заводиться по причине севшего АКБ. Именно в такие моменты начинаешь жалеть о том, что не обслуживал свой АКБ вовремя. Сегодня я расскажу как правильно обслуживать аккумуляторную батарею и с какой периодичностью это делать.

Обслуживание, диагностики и эксплуатация АКБ. Срок службы аккумуляторной батареи
Обслуживание АКБ

Если у Вас сел АКБ, но вам срочно нужно ехать, то Вы можете “прикурить” автомобиль. В этой статье я подробно описал как правильно это делать. Так же, если пропала зарядка АКБ, то надо вначале устранить причну поломки, а уже затем обслуживать АКБ.

Эксплуатация АКБ

Прежде чем обслуживать АКБ надо понять, что влияет на его срок службы и чего делать категорически нельзя. Если Вам лень обслуживать АКБ то здесь я опишу ситуации которых категорически нельзя допускать. В большинстве случаев обслуживание АКБ сводиться к его правильной эксплуатации. Нельзя относиться к аккумуляторной батарее пренебрежительно, ведь именно её решать, заведётесь ли Вы в холодное зимнее утро.

Срок службы вашей АКБ сократит:

  • Разряд АКБ. Разряд АКБ это яд для Вашей аккумуляторной батареи, а особенно глубокий разряд. Если так случилось, что у Вас сел АКБ, то ни в коем случае не оставляйте её в таком состоянии. Таким образом Вы значительно сократите срок службы батареи. В идеале аккумулятор должен постоянно находиться в заряженном состоянии. Конечно это практически невозможно в современном автомобиле, так как множество потребителей, городской цикл езды и постоянный запуск ДВС этому сильно препятствуют.
  • Низкая температура эксплуатации. От температуры эксплуатации напрямую зависит срок службы АКБ. Свою заявленную ёмкость полностью заряженный аккумулятор выдаёт при 15─20 градусах Цельсия. При снижении температуры на один градус ёмкость АКБ уменьшается на 1 А-ч.
    Если АКБ находиться на морозе в разряженном состоянии, то электролит в ней может просто напросто замёрзнуть. Скорее всего после такого можно будет попрощаться с АКБ;
  • Эксплуатация АКБ с низким уровнем электролита. Обычно в жаркое время года из АКБ может испарять вода, в таком случае уровень электролита упадёт, пластины оголятся и такая эксплуатация заметно сократит срок службы АКБ. Поэтому требуется периодическая диагностика аккумулятора автомобиля и его обслуживание;
  • Плохое состояние генератора и бортовой сети. Это важный момент, поскольку от исправности автомобильной электросети сильно зависит состояние аккумуляторной батареи. Особенно важно иметь исправный генератор и регулятор напряжения. Если эти узлы не работают должным образом, то даже при регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля, он будет изнашиваться раньше времени. Ранее я рассказывал о проблемах зарядки АКБ.
  • Короткозамкнутая проводка. Эта проблема может в считанные минуты лишить Ваш АКБ жизни. Если проводка в автомобиле неисправна, то поспешите решить данную проблему, ведь короткое замыкание проводки не только убьет Ваш АКБ, но и приведёт к более серьёзным последствиям. Если Вы обнаружили оголённые части проводов или слипшиеся, оплавленные провода в автомобиле, то немедленно отсоедините клеммы АКБ и приступите к устранению данной неисправности.

Диагностика АКБ

Эту операцию нужно выполнять, не дожидаясь, пока возникнут проблемы с АКБ. Данную диагностику следует проводить с такими действиями по обслуживанию автомобиля, как проверка уровня масла, доливка жидкостей, проверка уровня антифриза и тормозной жидкости, проверка давления в покрышках и тому подобное. К диагностике АКБ относиться:

1) Проверка напряжения на клеммах АКБ при разомкнутой цепи (то есть, батарея не подключена к автомобильной сети);
2) Проверка напряжения в бортовой сети автомобиля при запущенном двигателе;
3) Проверка уровня электролита (на автомобиле или на снятой АКБ);
4) Визуальный контроль (повреждения, загрязнения);
5) Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов. В этой статье подробно описано, как замерить ток утечки и как устранить неисправность. От тока утечки также зависит срок службы АКБ

Высохшие банки АКБ. Обслуживание, диагностики и эксплуатация АКБ
Обслуживание АКБ. Высохшие банки АКБ

Обслуживание АКБ

Для проведения работ вам потребуются следующие приборы, инструменты, материалы:
1) мультиметр (или вольтметр);
2) ареометр;
3) зарядное устройство;
4) стеклянная или пластиковая трубочка (подойдет от шариковой ручки);
5) груша;
6) электролит;
7) дистиллированная вода.

Все эти инструменты нужны для полного обслуживания АКБ. Конечно не у всех такой арсенал в запасе. Если из этого у Вас чего то нет, тогда не расстраивайтесь обслужить АКБ получиться и без такой массы инструмента. Я буду рассказывать как делать нужно и как правильно. Если какие то пункты у Вас не получиться выполнить, тогда просто пропустите их. Перед работой с АКБ наденьте средства индивидуальной защиты хотя бы на руки (перчатки).

  1. Для начала нужно проверить напряжение бортовой сети. Как это сделать я подробно описал в ЭТОЙ статье. Там я рассказал так же о том в каком состоянии должен находиться АКБ в автомобиле.
  2. Визуальный контроль. Проверьте состояние АКБ на присутствие на ней повреждений, уберите загрязнения накопившиеся вокруг неё, не должно быть никаких окислившихся элементов, все контакты должны быть прикручены.
Обслуживание автомобильного аккумулятора. Обслуживание, диагностики и эксплуатация АКБ
Обслуживание АКБ
  1. Как только Вы убедились в хорошем состоянии бортовой сети, очистили АКБ от загрязнений, следует приступить к проверке уровня электролита. Отверните пробки АКБ и загляните во все банки. Жидкость должна полностью закрывать содержимое АКБ, если Вы увидели оголённые пластины, значит из него выкипела вода. Если электролит закрывает пластины, то нужно убедиться в его количестве. Возьмите обычную шариковую ручку, разберите её, Вам понадобиться только корпус. Трубочку опускаете в банку до соприкосновения с пластинами, закрываете пальцем один конец и поднимаете. (Высота электролита, оставшегося в трубочке должна быть 10─15 миллиметров. Такую проверку провести в каждой банке.
Проверке уровня электролита. как проверить уровень электроилта в акб
Проверке уровня электролита
  1. После этого следует приступить к зарядке АКБ. Даже если Ваш АКБ полностью исправен и с ним никогда не было проблем, раз в три месяце его все равно следует подзаряжать. Зарядка автомобильного аккумулятора от сетевого зарядного устройства позволяет ему полностью восполнить свою ёмкость. Лучшие условия для заряда батареи следующие: ток заряда 1/20 от максимальной ёмкости (если АКБ у Вас 55 Ампер, то ток заряда лучше оставить на 2,5 Ампера), по времени полностью разряженный АКБ надо заряжать порядка 30 часов (если АКБ сел наполовину то соответственно ему хватит 15 часов). Не забывайте выкрутить пробки АКБ перед началом зарядки.
Зарядка аккумуляторной батарию с помощью зарядного устройства. Как правлино заряжать акккумулятор. напряжение аккумулятора
Зарядка аккумуляторной батареи. Обслуживание АКБ.
  1. После полной зарядки АКБ необходимо проверить плотность электролита. Делать это следует в каждой банке АКБ.
    Для АКБ, эксплуатируемых в средней полосе, значение плотности электролита заряженной батареи должно быть 1,27─1,29 гр./см3. В северных широтах можно увеличить плотность до 1,3 гр./см3. Для контроля плотности вам потребуется ареометр, а для её корректировки – дистиллированная вода или электролит. В случае испарения воды и повышения плотности нужно просто долить дистиллированной воды до уровня. Если плотность ниже положенной, то задача сложнее. В этом случае нужно отбирать электролит низкой плотности и заливать вместо него новый плотностью 1,28 гр./см3.
Проверка плотности электролита Ареометром.
Проверка плотности электролита Ареометром

Если у Вас ест нагрузочная вилка, то можно еще достоверно оценить состояние аккумулятора. Этот прибор позволяет имитировать нагрузку на АКБ.

Вывод

Как Вы убедились в обслуживании АКБ нет ничего сложного. К тому же, в своем автомобиле надо быть полностью уверенным, от работоспособности аккумулятора зависит функционирование всех механизмов. Все перечисленные действия и правила продлят срок службы Вашего АКБ более чем в два раза, а если пренебрежительно относиться к аккумулятору, то Вы рискуете менять его каждый сезон. Не запускайте свой автомобиль, обслуживайте все узлы своевременно и он никогда Вас не подведёт.

Подписывайтесь на наш ЯндексДзен

9+