Топ авто 2022: 10 самых популярных моделей на рынке РФ
Топ авто 2022 года, которые чаще всего продавались на отечественном рынке – тема сегодняшней статьи. Оперировать официальной статистикой Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) будет неправильно. Она отражает исключительно официальные продажи и отгрузку дилерам легковых автомобилей в России. А как всем известно, в середине прошлого года был узаконен параллельный импорт. Теперь правильнее опираться на данные агентства «Автостат». Они учитывают постановку автомобилей на учет в ГИБДД и включают машины, ввезенные в страну всеми возможными способами, в том числе и по параллельному импорту.
По данным «Автостата», в 2022 году в России было продано 626,3 тысячи легковых машин и внедорожников. Эта цифра на 58,7% меньше, чем в 2021-м. В этот объем вошли как остатки ввезенных официально автомобилей, так и «серые» поставки. Благодаря накопленным складским запасам первая десятка не претерпела значительных изменений по номенклатуре – но не по количеству. Есть и все основания полагать, что по итогам 2023-го расстановка сил в топ-10 существенно изменится.
LADA GRANTA
87 982 штуки, -22%
Самая бюджетная модель российского рынка без февральского потрясения вряд ли бы оказалась на вершине. По данным АЕБ (а они в январе и феврале 2022-го еще были вполне репрезентативны), Granta к началу марта занимала только четвертое место, уступая Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Vesta. Российский покупатель небогат, но даже в В-классе предпочитает машины подороже.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/granta_1.jpg)
А в новой реальности Гранте не нашлось конкурентов. Во-первых, теперь это единственная новая легковушка дешевле миллиона рублей. Во-вторых, бюджетная Lada стала первой машиной, производство которой удалось возобновить после дружной остановки всех российских автозаводов. Собственно, только ее предлагали стабильно, без дефицитной суеты.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/granta_2.jpg)
Сейчас Lada Granta выпускается только с 8-клапанным мотором и механикой. Ей сумели вернуть подушки безопасности и систему ЭРА-ГЛОНАСС. До возвращения ABS и ESP еще несколько месяцев. А вот опции комфорта доступны почти в полном объеме. Базовая цена за «голую» комплектацию – 678 300 рублей.
LADA VESTA
32 790 штук, -71,2%
Второе место после лидерства в 2021 году. Казалось бы – неплохой результат. Однако продажи просели почти вчетверо. В отличие от Гранты, насыщенную импортными компонентами Весту АвтоВАЗ перезапустить не смог и почти на год остался без бестселлера. Возобновление производства если и состоится, как было обещано, в марте, то в «гомеопатических» дозах. Поэтому вернуть утраченную «золотую» позицию флагману отечественного автопрома долго не светит.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-vesta_1.jpg)
Всё, что смог сделать автогигант, это собрать из набравшихся деталей около тысячи рестайлинговых Lada Vesta. Дилеры, воспользовавшись эксклюзивностью, не стеснялись просить за них по 2-2,5 млн рублей. Сколько теперь стоит Vesta – неважно. Тираж полностью распродан, в наличии можно при большой удаче найти единичные экземпляры. По имеющейся у нас информации, модель начнут собирать с упрощенных версий, с 8-клапанным мотором на 90 сил, которого в 2015-2022 годах у Весты никогда не было. Но в том, что весь предложенный на продажу тираж быстро будет расходиться, сомневаться не приходится.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-vesta_2.jpg)
KIA RIO
23 909 штук, -69,8%
Самая популярная иномарка России в 2022 году титул не потеряла, но по факту Rio оказался в том же положении, что и Vesta: встало и производство, и поставки. Поэтому и масштаб рыночного падения сопоставимый. Сохранить высокие позиции помогли внушительные складские запасы: всё-таки бестселлер выпускали огромными объемами.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/kia-rio_1.jpg)
Корейцы официально не прекращали работу на нашем рынке. Однако сборка машин вряд ли возобновится. В сертификат одобрения продукции (ОТТС) добавлены модели корейской сборки, за исключением Rio – такой машины просто нет в Корее. Остальные модели в теории могут начать везти, если посчитают возможным. Но вот только вероятность этого, мягко говоря, невысокая.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/kia-rio_2.jpg)
Судьба Kia Rio очевидна. «Официальных» машин больше не будет. Российские покупатели наверняка брали бы и «серые», из Китая. Беда в том, что автомобили из самого бюджетного сегмента дилеры к нам везти не спешат из-за низкой маржи. В общем, весьма велик шанс того, что «параллельные» поставки в сколько-нибудь приличном объеме не наладят, и Rio очень скоро выпадет из топа.
LADA NIVA TRAVEL
19 389 штук, -25%
Бывшая «Шнива» потеряла четверть покупателей. Она оказалась третьей по счету моделью, производство которой сумели восстановить в Тольятти. Ее большая популярность, нежели у Нивы Legend, объяснима: пятидверка современнее, просторнее, лучше оснащена и более комфортабельна.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-niva-travel_1.jpg)
Текущая особенность машины в том, что подушки безопасности ей так пока и не вернули. Равно как и ABS, разумеется. Зато в полном объеме присутствуют опции комфорта, и прежде бывшие у внедорожника: обогревы передних сидений и ветрового стекла, кондиционер, усилитель руля, оффроуд-пакет со шноркелем. Недавно в гамму вернули штатную медиасистему (весьма ограниченную по функционалу) и комплектацию BLACK с черным декором.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-niva-travel_2.jpg)
В наступившем году Lada Niva Travel имеет все шансы подняться выше. Kia Rio будет терять позиции, а спрос на вазовский внедорожник подрастет. Впрочем, есть и опасный преследователь.
CHERY TIGGO 7/7 PRO/7 PRO MAX
19 292 штуки, +55,7%
Тот самый конкурент «Шнивы», покушающийся на ее четвертое место и по совместительству самый востребованный из китайских автомобилей на российском рынке. Совсем немного «семерке» не хватило, чтобы отобрать его уже в минувшем году. Модели, надо сказать, доверяют. Понятно, что выбор у тех, кому обязательно нужна машина из официальных поставок (лизинг, гарантия и т.п.), невелик. Но Tiggo 7 Pro весьма активно распространился по паркам каршеринговых компаний и такси. И они вроде пока не жалуются, хотя эксплуатация там отнюдь не щадящая.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/chery_tiggo-7_7-pro_7-pro-max_1.jpg)
Фактически одна строка объединила в себе две разные машины: Tiggo 7 и Tiggo 7 Pro – это, соответственно, старое и новое поколение среднеразмерного кроссовера Chery. Продажи новой версии Tiggo 7 Pro Max формально стартовали только с января этого года. Однако в декабрьскую статистику успели войти 134 поставленных на учет кроссовера. Вероятно, пришедшие заранее дилерам и в корпоративный парк.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/chery_tiggo-7_7-pro_7-pro-max_2.jpg)
«Семерка» оснащается 147-сильным турбомотором 1,5 л, вариатором и передним приводом. Фактически она стала у нас заменой бестселлерам Kia Sportage, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Правда, только в базовых их версиях. Ни двигателей помощнее, ни коробок попрестижнее, ни полного привода «китаец» пока не предлагает. Но последний уже обещан, а с ним может прийти и другой силовой агрегат: в арсенале Chery их выбор немал.
HYUNDAI SOLARIS
19 038 штук, -67,8%
Картина с продажами Hyundai Solaris пока идентична раскладу по Kia Rio, однако будущее на российском рынке, вполне вероятно, у моделей разное. Падение продаж у братьев по концерну почти не отличается. И то, что Solaris в списке популярности стоит ниже, неудивительно: все последние годы он продавался хуже клона Rio с более молодежным дизайном. Локальная сборка Соляриса тоже свернута. Тем не менее мы бы дали Hyundai больше шансов на возрождение на нашем рынке.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/hyundai-solaris_1.jpg)
Во-первых, удержаться в топе может помочь «серый» импорт. Да, формально это будет уже не Solaris: на других рынках седан называется Verna или Accent, но какая разница? Во-вторых, Solaris производится в соседнем Казахстане. И кузова для завода в соседней стране по-прежнему сваривают в России, под Питером.
В-третьих, Solaris выглядит перспективным для выживания в связи с грядущей сменой поколений. Тизеры нового Hyundai Verna курсируют по сети.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/hyundai-solaris_2.jpg)
Новый Solaris адресован в первую очередь для Индии, но позже наверняка распространится по другим регионам. Весьма неожиданно бюджетный седан перенял космический дизайн передка в стиле минивэна Staria и будет смотреться прямо-таки футуристично. Такую новинку грех не предложить и скучающим по яркости россиянам. Конечно, накрутив пару сотен тысяч сверху за эффект неожиданности.
HYUNDAI CRETA
18 886, -70,7%
С момента появления эта модель захватила лидерство и в своем сегменте кроссоверов В-класса, и среди всех внедорожников рынка. В прошлом году выше нее в статистике за год стояли только Granta, Vesta и Kia Rio.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/hyundai-creta_1.jpg)
Паркетнику и без потрясений прошлого года прочили снижение продаж. Уж больно неоднозначной вышла внешность после обновления. С салоном создатели машины экспериментировать не стали, а вот, рисуя оптику, дали себе волю. Кроме того, дилеры особенно жадно накручивали рекомендованные цены своими «допами». Наценка доходила до полумиллиона рублей и более.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/hyundai-creta_2.jpg)
Не исключаем, что в статистику за 2022 год успели попасть несколько «серых» Hyundai Creta. Тут вот какая штука: на некоторых рынках второе поколение кроссовера выглядит не столь странно, как у нас. Автомобилю сделали переднюю часть в духе среднеразмерного Hyundai Tucson. С ней действительно симпатичнее. Поэтому неофициально ввезенные экземпляры выделяются визуально, и в продаже они появились еще в конце 2022-го.
HAVAL JOLION
17 447, +94,8%
Колоссальный рост (самый крупный в десятке лидеров) объясняется просто. Jolion только в середине 2021 года появился на рынке, и тут сыграл эффект низкой базы. Впрочем, машина популярна заслуженно. Она стильно выглядит, очень неплохо оснащена даже в базовой комплектации, а в топовых версиях ее можно назвать богатой по меркам В-класса. На втором ряду очень просторно, что наверняка оценят пассажиры такси, где компактный Haval стал популярен.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/haval-jolion_1-1.jpg)
Jolion интересен тем, что единственным из «китайцев» того же сегмента предлагает полный привод. И это результат колоссальной работы. Дело в том, что AWD-версии в родном Китае нет, ее сделали специально для нас. Более того, двигатель 1,5 турбо у нее тоже свой. Моторы моно- и полноприводных кроссоверов, на первый взгляд, отличаются только мощностью: 143 и 150 л.с. соответственно. Однако при одинаковом рабочем объеме у них разные индексы.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/haval-jolion_2-1.jpg)
Машина стоит разумных денег. В пределах 2 млн рублей предлагаются три исполнения. Из них два с механической коробкой, что тоже редкость: «ручку» теперь если и предлагают, то обычно в одной, самой бедной комплектации. Но Jolion за 2 млн можно купить и с преселективным роботом. Полагаем, он и Chery Tiggo 7 Pro в этом году устроят битву за лидерство в классе не хуже, чем прежде была у Kia Rio и Hyundai Solaris.
LADA NIVA LEGEND
16 117, -35,6%
«Легендарная» Нива перезапустилась вслед за Грантой. Потерь у неё оказалось меньше из-за того, что подушки безопасности на внедорожник и до кризиса не ставили. Точнее, была одна, в спинке водительского кресла. Но появилась она не ради безопасности, а в качестве одного из элементов системы автоматического срабатывания ЭРА-ГЛОНАСС. Поэтому покупателям нынешних Нив приходится горевать только об отсутствии ABS.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-niva-legend_1.jpg)
АвтоВАЗ возродил и Niva Urban, и комплектацию BLACK с черными акцентами. Судьба пятидверки туманна. Скорее всего, она уже не вернется – спрос крайне невелик. Зато обещают некую спортивную модификацию с мощным мотором и кучей доработок. Звучит интригующе, но цену узнать будет страшно. Хотя классические Нивы очень часто тюнингуют, причем не за копейки. Так что желающие доплатить за заводские улучшения точно найдутся.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/lada-niva-legend_2.jpg)
Если объединить две Нивы – Travel и Legend – в одну строку рейтинга, то они выйдут на чистое второе место, опередив даже Lada Vesta. Только, на наш взгляд, это некорректно. Хотя Niva Travel изначально и родилась как второе поколение Нивы Legend, сейчас это две самостоятельные модели, которые выпускают параллельно. А вот Tiggo 7 даны одной строкой справедливо: свежая версия полностью сменила старую.
RENAULT DUSTER
13 468 штук, -67,3%
Еще один бывший бестселлер, которому хватило былого величия, чтобы удержаться в топ-10. С этой моделью было связано больше надежд и слухов, чем с любой из покинувших нас иномарок. Дело в том, что доставшееся АвтоВАЗу наследие Renault позволяет наладить выпуск кроссовера. Даже под маркой Lada. Только при этом придется найти замену огромному количеству импортных комплектующих (в Китае или локализовать самим) и платить процент французам с каждого проданного экземпляра. Вазовцы прикинули и решили, что игра не стоит свеч: Duster в тольяттинском исполнении не появится. Вместо него решили за пару лет сделать полноценный кроссовер на платформе Vesta.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/renault-duster_1.jpg)
В Китае Duster не представлен, так что основной источник нашего «параллельного импорта» тут нам не поможет. Модель популярна в Индии, но там левостороннее движение. А вот из Европы можно привозить Dacia Duster. Правда, санкции вряд ли позволят наладить весомый приток автомобилей. Да и специфика версий для Старого Света отличается от нашей. В конструкции сделан упор на безопасность и экологию, до чего многим покупателям Renault Duster в России нет никакого дела. Однако предложения по ввезенным из Европы экземплярам есть, так что полностью из статистики продаж в 2023 году Duster исчезнуть не должен.
![](https://family-auto.ru/wp-content/uploads/2023/02/renault-duster_2.jpg)
Источник: www.kolesa.ru