Смазки для авто: что и чем правильно смазывать в автомобиле

Смазки для авто – важная тема, которую мы сегодня рассмотрим. То, что все агрегаты автомобиля должны быть обслужены, знает каждый автолюбитель. То, что смазка для авто важна – тоже не секрет. А вот, какая именно смазка и где должна применяться, далеко не все знают. Если, например, щедро обмазать клеммы АКБ солидолом, машина «спасибо» не скажет. Давайте разберёмся, какую смазку и где использовать можно и нужно, а какую – нельзя.

Основные характеристики смазки для авто

К выбору масла для двигателя, автовладельцы научились подходить тщательно, что не может не радовать. Другое дело – пластичные (или консистентные) смазки. К этим автомобильным «лубрикантам» отношение заметно проще. Люди умудряются смазывать всё подряд тем, что под руку попадёт. Литолом забивают ШРУСы и ступичные подшипники. Им же могут измазать клеммы аккумулятора и дверные петли. А кто-то пытается смазать скрипящие ограничители «вэдэшкой». И это неправильно, потому что пластичные смазки ещё разнообразнее, чем моторные масла, и у них тоже есть свои параметры, на которые нужно обращать внимание.

Вязкость

С вязкостью всё понятно: это почти тот же самый параметр, что и у жидких смазок. Если говорить понятным языком, то этот параметр указывает на текучесть вещества при критических нагрузках. И, конечно же, вязкость снижается при росте температуры. Не слишком важный параметр для дверных петель, но вот для подшипников имеет большое значение.

Предел прочности на сдвиг

Это такое минимальное напряжение сдвига, при котором пластичная смазка переходит к вязкому течению. В жизни этот параметр нужен для оценки способности смазки не стекать с тех поверхностей, на которые её нанесли в ходе работы. Смазка из-за нагрева становится более жидкой и может не только стекать, но и сочиться сквозь уплотнения. Так что это довольно важный параметр.

Температура каплепадения

Это температура, при которой при нагреве смазки из неё выделится первая капля масла. Формально её физический смысл именно таков. Например, литиевые смазки выделяют первую каплю масла при температуре около 170 градусов Цельсия. А кальциевые или бариевые могут выдержать и до 250 градусов.

Число пенетрации

Числом пенетрации характеризуют степень загустения пластичной смазки. Делают это с помощью пенетрометра – прибора с конусом, который погружают в смазку и смотрят, как глубоко этот конус в ней утонет. То есть, определяют консистенцию смазки. Причём делают это при разных температурах, чтобы понять, в каких условиях смазка работать будет, а в каких уже нет.

Водостойкость

Водостойкость характеризует способность смазки противостоять вымыванию водой. Это тоже важный параметр. Если, например, забить неводостойкую смазку в ступичный подшипник, её быстро оттуда вымоет вода из луж. В общем, тут всё понятно.

Токопроводимость

Еще один важный параметр. Есть «уникумы», которые смазывают свинцовые клеммы АКБ диэлектриком. Потом ломают голову и удивляются тому, что происходит с напряжением в бортовой сети.

Всё это – основные характеристики. На самом деле их гораздо больше, и обычно оцениваются наличие воды в смазке, её антикоррозионная способность, вибродемпфирующие свойства, испаряемость, наличие механических примесей и многие другие параметры. У смазок есть десятки параметров, которые не позволяют одну и ту же смазку применять во всех узлах. Для каждого из них есть своя смазка. Об этом поговорим ниже.

Пример товара. Не реклама

Что и чем смазывать

Дверные уплотнители

Уплотнители дверей со временем ссыхаются и дубеют. Для их смазки лучше всего подойдёт обычная силиконовая смазка. Она не вступает в контакт с другими деталями, она инертная, но оставляет силиконовую плёнку. Уплотнители отчасти восстанавливают свою эластичность, а главное, не сохнут после обработки. Если силиконовая смазка попадёт на кузов, ничего страшного не произойдёт. Но вот пыль к металлу она притягивает, так что лучше брызгать ей аккуратно (если она в виде аэрозоля).

Пример товара. Не реклама

Уплотнители нельзя смазывать никакими агрессивными по отношению к резине смазками. Есть любители мазать их моторным маслом. Моторное масло как раз агрессивно по отношению к резине. Так делать нельзя. По этой же причине нет смысла брызгать на уплотнители жидкими ключами (типа WD-40). В них обычно смазки нет, а вот агрессивных компонентов – выше крыши. Смазывать уплотнители желательно пару раз в год, а осенью это делать почти обязательно: и резина дольше прослужит, и в холода обработанные уплотнители не примерзают к кузову.

Дверные замки

Дверные замки можно смазывать любой влагостойкой смазкой, подойдёт даже литол-24 (если речь идёт о личинке, а на улице не -30). Это будет лучше, чем ничего. Но, если не жалко денег, лучше потратиться на литиевую или тефлоновую смазку. На тюбиках таких смазок часто пишут, что они водо- или грязеотталкивающие, и это правда. К минеральному литолу грязь липнет больше. Если замок замёрз можно побрызгать в него «вэдэшкой». Но, как было сказано выше, это не смазка. За день-два керосин выветрится, и всё повторится снова. Так что лучше купить именно водо- или грязеотталкивающую смазку.

Сами механизмы замков литолом мазать не надо. Во-первых, из-за его способности притягивать грязь, а во-вторых, летом полость двери в жару очень сильно прогревается, и солидол оттуда просто вытечет. Как и моторное масло, которое там тоже неуместно.

Пример товара. Не реклама
Петли

Дверные петли, петли капота и багажника можно смазать любой полимерной пластичной смазкой. Принцип тот же, что и с замками: лучше использовать то, что отталкивает грязь и воду. Чисто силиконовые смазки слишком быстро оттуда вымываются водой, но как временную меру использовать тоже можно. А вот солидол, литол или моторное масло там только навредят: пыль они не отталкивают, и всё, что на них налипнет, будет изнашивать петли ещё быстрее.

АКБ

Есть специальные смазки для клемм АКБ или смазки для электрических контактов. Можно использовать и технический вазелин. Он довольно устаревший и смывается водой, но в целом подойдёт.

Пример товара. Не реклама
Стеклоподъемники

Механизмы стеклоподъёмников любят литиевую смазку, которая хорошо работает в широком диапазоне температур. Кто-то советует силиконовую, но толку от неё мало. Да, забрызгать всё из баллончика «силиконкой» легко, но эта смазка практически бесполезна там, где трутся металлические и пластиковые детали. Её профиль – любые резинки, но для механизмов это не самый удачный выбор. И ещё раз: тут нельзя смазывать тем, что собирает на себе грязь, поэтому про литол, отработку и всё прочее лучше забыть сразу.

Пример товара. Не реклама
Подшипники

Новые ступичные подшипники продаются обычно уже в смазке. Но, если есть необходимость смазать их заново, лучше всего использовать перфторполиэфирные смазки. Увы, они отпугивают негуманными ценниками, поэтому наиболее популярной смазкой остаётся литийсодержащая смазка. Само собой, высокотемпературная. Кстати, к таким смазкам относится и наш любимый литол-24, но он легко вымывается водой, так что лучше искать что-то более современное, но содержащее литий. Важно помнить, что подшипники сильно греются, поэтому смазки типа ШРУС-4, любые вазелиновые или силиконовые смазки в ступичных подшипниках очень быстро перестают работать. Их там использовать нельзя.

Пример товара. Не реклама

Подшипники генератора можно смазывать и недорогим циатим-221 и более совершенными полиэфирными литиевыми смазками, смазками на основе минерального масла и литиевого загустителя или полимочевинными смазками. Ну а тот же литол-24 или другие низкотемпературные смазки там использовать нельзя: подшипники генератора крутятся быстро и греются сильно.

Любые болты и гайки можно смазывать медной смазкой. Тут основная задача смазки – не дать прикипеть соединению, а с этим обычная недорогая «медяшка» справляется хорошо.

Пример товара. Не реклама

В заключении

К сожалению, часто смазка не решает поставленные перед ней вопросы: как дверь скрипела, так и скрипит, как стекло еле ползало, так и ползает… Очень часто виноват даже не ошибочный выбор типа смазки, а то, как эту смазку наносят. Многие типы смазок плохо смешиваются между собой, после чего новая смазка не работает должным образом. Поэтому перед смазкой, например, подшипников, старую смазку нужно удалять. А перед смазкой дверных петель, уплотнителей или замков нужно не просто удалять смазку, но и хорошенько всё прочищать от пыли и грязи: если в механизмах есть песок, его не спасёт никакая смазка, даже самая дорогая.

Ну а при обезжиривании деталей нужно помнить, что растворитель (и даже обычный бензин) не приносит пользу ЛКП автомобиля, так что аккуратность при работе с химией должна быть на первом месте.

Источник: www.kolesa.ru